Производство глиняной посуды, служившей для приготовления и хранения пищи, существует много веков и известно почти каждому народу, жившему когда-либо на земле.
Керамика, как одна из категорий археологического материала, является наиболее информативным источником, несущим сведения о самых различных сторонах материальной и духовной жизни общества. В отличии от металла, дерева или ткани, которые быстро коррозируются или гниют, керамика сохраняется тысячелетия. Поэтому, как правило, именно глиняные черепки являются самым многочисленным и красноречивым материалом, который находят археологи во время раскопок.
Первоначально керамику лепили вручную, при этом существовало несколько основных способов лепки сосудов.
Простейший способ заключается в лепке сосуда из цельного куска глины, середина которого выдавливается, а наружные стенки формируются рукой.
Известным является жгутовой и сходный с ним ленточный способ изготовления сосудов: из глины изготавливают длинную полосу, которую укладывают по спирали, либо кольцами до необходимой высоты. В заключение неровности внутренних и внешних стенок сосуда сглаживаются.
Формовали посуду внутри плетенного мешочка. Формовка производилась внутри тканевого мешочка путем выравнивания толщины стенок движением по окружности сосуда гребенчатого (зубчатого) орудия.
Затем поверхность сосудов заглаживалась и орнаментировалась. Специальных орудий труда для орнаментации было немного. Зачастую для этих целей использовали подручные инструменты: заостренные палочки, косточки (в том числе и челюсти) животных, шнуры, а также специальные орнаментиры, чаще всего гребенчатые штампы, отпечатки которых аналогичны следам расчески-гребня.
Самым древним и простейшим способом орнаментации керамических сосудов является процарапывание палочкой узора по еще необожжённой глине, либо выдавливание орнамента.
В дальнейшим появились и иные способы орнаментации керамических изделий:
Штампование – способ, характеризующий движение орудий сверху вниз перпендикулярно поверхности сосуда. Основным признаком штампования является отсутствие следов протягивания инструмента по поверхности сосуда.
Накалывание – способ, характеризующий движение орудия сверху вниз под углом к поверхности сосуда. Наколы имеют рисунок оттиска с одной четко выраженной стороной, передающий характер орудия и другой – аморфной – являющейся результатом легкого протягивания орудия по поверхности в процессе вытаскивания из глины.
Прокатывание – поступательное оттискивание частей рабочего края инструмента по дуге рабочей поверхности. Орнаментир предполагает дугообразно выгнутое (круглое) лезвие.
Шагание – движение штампа при поочередном развороте его на одном и другом концах. Один конец орудия при этом отрывается от поверхности сосуда. Шагание – довольно специфический прием, легко узнаваемый на любой керамике.
Протаскивание (протягивание) – способ движения инструмента без отрыва от поверхности сосуда при равномерном нажиме. Здесь следует отметить, что этим способом выполнены самые различные по морфологии элементы: прочерченные и резные линии, протащенная гребенка. Их особенности связаны не со способом орнаментации (движением орудия), а с формой рабочего края орнамента.
Традиции изготовления и украшения посуды считаются одним из основных признаков, определяющих своеобразие археологической культуры.
Так, например, население сосновоостровской культуры неолита Зауралья изготавливало сосуды остродонной и круглодонной форм. Нанесенные на изделия узоры состояли из горизонтальных, вертикальных или наклонных линий и покрывали всю поверхность. Выполнялись такие узоры обычно гребенчатым штампом.
Для бронзового века была характерна нарядная плоскодонная керамическая посуда, украшенная на ранних этапах простыми и строгими, а впоследствии более сложными «ковровыми» геометрическими узорами: треугольниками, меандрами. В археологической коллекции керамика бронзового века представлена материалами с раскопок Чистолебяжского и Хрипуновского могильников, которые относятся в алакульской культуре бронзового века.
К раннему железному веку керамика становится более многообразной по форме и материалу. Наиболее яркой и доминирующей культурой этой эпохи является саргатская, посуда которой представлена не только в керамическом исполнении, но и в бронзе, дереве и бересте. Найденные керамические изделия саргатской культуры весьма разнообразны по форме, среди них можно встретить горшки, банки, чаши, кувшины, блюдца и курильницы. Традиционно она украшена по плечикам резными фестонами, одним-двумя рядами или группами наколов, насечек, «деревьев» либо защипов. Глиняные изделия раннего железного века были найдены археологами университета в ходе раскопок с поселения Ингалинка, могильников Улановка и Савиновский.
Благодаря специфическим узорам на керамике разных культур ученые в состоянии определить пути миграций этих культур, выявить случаи их взаимодействия и проследить процессы распада, наконец, констатировать рождение новых археологических культур.
Читать далее